Есть два разных мнения, которые касаются необходимости изучения английской грамматики.
Первое мнение базируется на академических обоснованиях, поскольку больше типично для т.н. «старой школы», которая существует в различных учебных заведениях и на курсах. Суть этого мнения проста – изучение английской грамматики является обязательным условием, иначе изучение самого языка станет попросту невозможным, а речь и письмо будут безграмотными.
Второе мнение скорее является альтернативным, поскольку сформировалось не так давно в результате отсутствия успехов в академическом образовании и при наличии «прорывов» во время самостоятельного изучения английского.
Если отойти от крайностей, то оба этих мнения будут не совсем верными и скорее искаженными. Истина, как обычно, находится где-то посередине.
Недостатки первого метода.
Если мы взглянем на старые учебники английского, по которым этот язык изучался в школах и институтах (да и до сих пор изучается), то знакомому с этой темой человеку сразу бросится в глаза сильный перевес в сторону грамматики. Фактически, эти учебники только лишь грамматику и преподают, изредка уделяя место и другим областям. В погоне за грамотностью мы начинаем забывать, что грамматика является не столпом языка, а лишь средством контроля свободного владения оным. А поскольку эта самая грамматика в классических учебных заведениях явно перевешивает, то получается достаточно странная ситуация, когда непосредственно практика языка и разговорные навыки остаются в зачаточном состоянии. Скорее всего, отсюда и растет миф о «сложности» английского и иностранных языков вообще – мы учим грамматику и неплохо разбираемся в теории, но на практике никак эти знания реализовать не в состоянии. Прямо как в анекдоте – права купили, а ездить не купили.
Разумеется, так делают вовсе не по причине какого-то заговора, просто сама английская грамматика считается достаточно сложной вещью, а потому при ограниченном количестве учебных часов ей уделяют больше внимания, полагая, что с остальным вы справитесь сами. Однако ученики изучают не только лишь английский, а потому зачастую у них нет времени даже на выполнение домашних заданий, порой весьма абсурдных.
Недостатки второго метода.
Вполне объяснимо, что по окончании учебных заведений большинство учеников сталкиваются со следующими проблемами:
И что самое интересное, многие из них часто владеют непосредственно грамматикой даже лучше носителей языка, которых они не понимают! Вот такой парадокс.
Разумеется, что большая часть попросту махнет на все рукой, а те, кому английский действительно понадобится, начнут усердно штудировать английские тексты, слушать речь и пытаться улучшить свои разговорные навыки. И при этом желания возиться с грамматикой не возникает вовсе.
И вполне понятно, что когда кому-то удается добиться успехов, часто весьма существенных, то у него возникает мнение, что английская грамматика в изучении этого языка оказалась бесполезной. Забывают они лишь одно – ведь именно она стала базой, которая позволила эффективно изучить язык уже своими силами.
Однако если вы решите изучать английский без знания хотя бы общих правил, то столкнетесь с немалыми трудностями, пытаясь понять, почему в одном случае фраза звучит так, а в другом – иначе. Конечно, это не станет для вас непреодолимым препятствием, но времени на осмысление всех этих нюансов вы потратите немало. Потому-то грамматика все же пригодится – вы запросто можете прояснять непонятные для себя ситуации при помощи справочника.
Разумный метод.
На самом деле, все весьма банально и просто. Для начала надо лишь понять для себя, что такое грамматика вообще. Ведь она не возникла из ниоткуда? А суть в том, что грамматика сама по себе является вторичной вещью, а сам язык – первичной. Сначала возник язык, как средство общения и обмена информацией, и в процессе его развития вполне естественно формировались некоторые общие правила и нормы его употребления. Затем все эти правила были сведены в общую абстрактную систему, которая и называется грамматикой. Иначе говоря, это не грамматика определяет язык, а язык грамматику. Потому идеальное знание грамматики вовсе не означает, что вы сможете без проблем изъясняться на английском. С большей долей вероятности у вас это получится хуже англоговорящего пятиклассника, который в своей же грамматике разбирается очень и очень слабо. В тоже самое время, вы вполне можете овладеть английским и чисто практическими методами без изучения грамматики, но при этом на понимание правил у вас уйдет больше времени, чем на саму практическую часть. В итоге остается вывод, что грамматика все же необходима, но лишь как вспомогательное средство, которое упростит изучение английского и вместо обузы станет помощником. Если вы будете использовать ее по назначению, т.е. для осознания связей в изучаемом практическом материале, то вскоре она даст плоды.