В отличие от привычных методик изучения английского языка, которые до сих пор преподаются во многих учебных заведениях, коммуникативная методика своей целью ставит научить человека говорить и мыслить на другом языке. Все это происходит в процессе обучения, который максимально адаптирован для погружения в новую языковую среду.
К примеру, характерной особенностью методики является отсутствие механически повторяющихся упражнений, которые обычно направлены на примитивное заучивание информации. Вместо них используется набор обыгрываемых ситуаций из жизни, в которых задействованы несколько партнеров. Такие задания подключают память, логику, развивают аналитическое мышление и учат быстро находить и исправлять ошибки. Это позволяет не только изучать английский язык на практике, но также готовит учащихся к реальному общению. Часто используются выдержки из английского словаря, причем именно из оригинального англо-английского.
Сам комплекс занятий с первого занятия создает на курсах английскую языковую среду, в которой должны действовать учащиеся — общаться, читать, заниматься обсуждениями, участвовать в игровых ситуациях, делиться мыслями и делать выводы. Самое важное, что все это делается исключительно по-английски. Даже если ваш уровень невысок, вам помогут и подскажут правильные фразы и слова, но родной язык должен использоваться по минимуму.
Разумеется, не обходится стороной и грамматика, поскольку без ее изучения сложно полноценно освоить язык. Однако в отличие от традиционных методик, грамматика не является здесь основополагающим инструментом изучения английского языка. Она играет роль некоторой базы, которая в дальнейшем используется для развития навыков общения. Практика наглядно показывает, что знание грамматики вовсе не равно знанию языка и не способно заменить разговорную практику.
Также стоит обратить внимание и на использование различных аудио и видеоматериалов в процессе изучения английского. Они используются и в традиционных школах, однако довольно редко. Коммуникативные же курсы характерны тем, что в них подобные материалы используются по максимуму. Различные диалоги, короткие видео впоследствии дополняются более серьезными вещами. К примеру, на более высоком уровне учащимся предлагается просмотр художественного фильма в оригинальной озвучке с дальнейшим его обсуждением. Кроме непосредственного изучения живой английской речи такие занятия важны и тем, что учат воспринимать речь на слух.